Опубликовано 11 февраля 2021 в 10:01

https://yadi.sk/i/WxvpaP6xGbqyYQ

VI ПЕТРОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

«Воспитание: от смыслов к действиям»

9-17февраля 2021 г.

ГБДОУ детский сад № 69 Петроградского района СПб 10 февраля 2021 года принял активное участие в треке №1 «Окружающий мир и культура как контекст воспитания» с докладом на тему «Воспитание через простые экологичные практики: приводим в порядок мир вокруг себя». В своем выступлении ГБДОУ отвечал на следующие вопросы:

Вопрос №1. Мир как пространство нашей жизни: как создавать воспитательные практики через работу с окружением?

Ответ: Нет такого человека, который не мечтал бы о благополучной жизни, но надо помнить, что единственный источник удовлетворения существующих потребностей человечества, обеспечения высокого качества жизни - это ресурсы планеты Земля. Существующие в настоящее время проблемы, связанные с нерациональным использованием природных ресурсов, ростом населения, ущербом, наносимым природе, загрязнением воздуха, воды, почвы. Многое необходимо изменить, и одно из ключевых изменений - изменение в образовании.

Образование призвано подготовить человека к тому, чтобы он не только был способен жить в меняющемся мире, но и строил будущее сам, своими руками. Именно экологическое образование - в широком понимании может стать реальным образованием для будущего. Для этого дошкольнику в реальной жизни необходимо:

  • знать и понимать основные закономерности существования окружающего мира,
  • применять эти знания в повседневной жизни,
  • уметь взаимодействовать с природным и социальным окружением,
  • критически мыслить и делать осознанный выбор,
  • принимать ответственные решения и осознавать последствия своих действий,
  • проявлять социальную активность.

Наше дошкольное учреждение в экологической работе в приоритете ставит ресурсосбережение.

Первый экологический проект, в котором участвовал наш сад был посвящен изменению климата. Наши педагоги участвовали в конкурсе методических материалов по проблеме изменения климата. Наши воспитанники под руководством педагогов участвовали в разработке памятки «Помоги маме и папе сохранить климат».

В рамках этого и других последующих проектов были разработаны конспекты занятий, вечеров досугов, сценарии экологических праздников и театральных постановок, рабочая тетрадь.

  • На протяжении многих лет наш детский сад принимает участие в международном движении - «Зеленый флаг».

На сегодняшний день мы делаем первые шаги в освоении двух новых проектов:

  • «Круг жизни» - это экологический проект, в рамках которого

макулатура обменивается на саженцы деревьев, кустарников и цветов.

Цель проекта – совершенствование среды обитания.

Задачи

  • üОчищение
  • üОздоровление
  • üВоспитание детей

Результатом проекта предполагается осознание детей, что именно они сдавая вторсырье, сажают растения улучшая экологию и совершенствуют нашу общую среду обитания.

  • Движение «Крышечки доброты» - эколого-благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек.

Цель проекта - привлечь детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.

Задачи:

  • у участников меняется взгляд на мусор, который показывается ценным сырьем,
  • подрастающее поколение приучается к благотворительности и волонтерству.

Наши акции и добрые дела: традиционно в октябре и мае мы проводим - «День добрых дел»: приглашаем родителей вместе с детьми принять участие в озеленении территории детского сада. В ГБДОУ имеется «Мобильная библиотека» дети и родители обмениваются интересными и разнообразными книгами.

Проводится просветительская работа среди родителей и сотрудников по ресурсосбережению и осознанному потреблению (брошюры и листовки, индивидуальные собеседования, консультаций, оформление тематических стендов по ресурсосбережению в детском саду и на сайте детского сада).

Для развития активности кадрового потенциала используем разные формы: проведение проблемных семинаров, практикумов, круглые столы, мастер – классы. Взаимодействуем с нашими партнерами в водоканале и «Друзья Балтики», Гидрометеорологический университет, ЦТС СПБ и др.

Для наших педагогов, характерен высокий интерес к теме ресурсосбережения, стремление найти и реализовать эффективные формы, оригинальные идеи образовательной деятельности, потребность в образовании и самообразовании.

Результаты и положительные эффекты от наших проектов, движений и акций:

  • Положительные эффекты в развитии детей

Формирование ресурсосберегающей культуры семьи

  • Повышение квалификации сотрудников
  • Совершенствование мероприятий менеджмента

Вопрос №2:Дистант и технологии информационного общества как контекст повседневной образовательной деятельности: каким образом и какие личностные качества и ценностные ориентиры можно воспитывать в удаленном взаимодействии и цифровых коммуникациях?

Ответ: Отвечая на второй вопрос мы хотим познакомить вас с сайтом «Экологический кружок», созданным нашим педагогом Виноградовой Галиной Витальевной.

«Экологический Кружок» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Экологический» призвана решать следующие задачи:

Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.

Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1.Наглядные методы

2.Словесные методы

3.Игровые методы

4.Практические методы

На сайте публикуются планы и отчеты кружка, занятий и многое другое. Здесь можно увидеть работы детей: рисунки, поделки, аппликации и фотоматериалы с мероприятий, которые ему показывают родители дома на экранах компьютера или телефона, позволяющие расширить общение ребенка с родителями на актуальные экологические темы, затронутые в данных работах, и не только. Ребенок, обсуждая и задавая вопросы, получает новые знания, повышает авторитет родителей, как носителя знаний, расширяет свой кругозор, а так же подает и формирует пример правильного экологического поведения и бережного отношения к окружающей среде.

Также на сайте можно увидеть различные презентации и видеоматериалы на экологические темы, которые могут помочь родителям отвечать на вопросы детей.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1.Ребенок должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными);

2.Ребенок проявляет интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

3.Ребенок оказывает помощь другим, бережно и доброжелательно относится к природе, проявляет творчество.

Сайт экологического кружка, как пример удаленного взаимодействия и цифровых коммуникаций, позволяет расширить общение ребенка с родителями на актуальные экологические темы, затронутые на мероприятиях в детском саду. Ребенок, обсуждая свои работы и задавая вопросы родителям, улучшает свою эрудированность, повышает коммуникабельность, расширяет свой кругозор, а так же формирует пример правильного экологического поведения и бережного отношения к окружающей среде, что развивает его честность и порядочность, ответственность за свои поступки. Такая дистанционная работа формирует такие ориентиры, как «развитие умение учиться» и «развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности».

Спасибо за внимание!